Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю Великого поста

21 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский совершил Божественную литургию в Никольском храме п. Кесова Гора. Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Иоанн Цюркало и духовенство Спасского кафедрального собора г. Бежецк.

На сугубой ектении Владыка Филарет вознес молитву о Святой Руси.

В завершение Литургии Владыка Филарет обратился к собравшимся со словом проповеди.

По окончании Литургии Владыка Филарет возглавил служение заупокойной литии на могиле настоятеля Никольского храма протоиерея Алексия Цюркало, почившему 26 октября 2023 года.

Мариино стояние

На пятой седмице Великого поста, в среду вечером, совершается особое богослужение, за которым полностью прочитывается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской, называемое в народе Марииным стоянием.

Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости несколько десятилетий провела в пустыне в подвиге покаяния.

Вечером 17 апреля Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский, возглавил служение Утрени с чтением Великого покаянного канона в Спасском кафедральном соборе г. Бежецк. Владыке Филарету сослужило духовенство собора.

День памяти преподобного Нектария Бежецкого

В трудную годину испытаний града Бежецка, /явися преподобне Нектарие, /трудниче святыя Троицы, обители преподобнаго Сергия, / источниче благодатных укреплений и утешений и исцелений, / имуще духовную мощь / начальниче и игумене святыя Введенския обители, / радосте и собеседниче Ангелов. / Буди и нам покровителю / целителю болящим и утешение скорбящим. / Моли Христа Бога, // преподобне Нектарие, спастися всем нам. (тропарь гл.4)

На Бежецкой земле особым торжеством является день памяти Небесного покровителя Бежецкого Верха – прп. Нектария Бежецкого.

16 апреля, в день памяти печальника земли Бежецкой, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасском кафедральном соборе г. Бежецк. Его Преосвященству сослужило духовенство Бежецкой епархии.

На сугубой ектении Владыка Филарет вознес молитву о Святой Руси.

По заамвонной молитве было пропето славление и вознесена молитва преподобному Нектарию Бежецкому.

Затем Преосвященный епископ Филарет обратился к прихожанам со словом проповеди.

* * *

Около 1460 г. пришел в Бежецк из Белозерского края благочестивый инок Нектарий и поселился в дремучем лесу Бежецкого Верха, где построил себе келию. В Тверских рукописных Святцах (полный христианский месяцеслов и другие письменные памятники) преподобный Нектарий был отмечен как святой, великий подвижник веры и благочестия, а сохранившаяся о нем память среди бежечан приписывает ему, кроме того, и особые благодатные дарования.

Подвиги и духовная мудрость преподобного привлекли к нему многих, желавших жить под его руководством. В скором времени иноки построили церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кроме соборного Введенского храма была построена также и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Новая обитель была одной из беднейших, которые, по выражению летописца, строились «слезами, постом и бдением». По общему согласию всей братии игуменом монастыря был избран ее основатель преподобный Нектарий. Скончался преподобный Нектарий 16 (3) апреля 1492 года.

Великопостная Родительская суббота

13 апреля, в Великопостную Родительскую субботу, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский совершил Божественную литургию в Спасском кафедральном соборе г. Бежецк. Его Преосвященству сослужило духовенство собора.

На сугубой ектении Владыка Филарет вознес молитву о Святой Руси.

По завершении Литургии Преосвященный епископ Филарет отслужил панихиду об упокоении всех усопших православных христиан.

В завершение Владыка Филарет обратился к собравшимся со словом проповеди.

Исповедь духовенства Бежецкого, Весьегонского и Краснохолмского благочиний

По благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Бежецкого и Удомельского, в дни Великого поста проходит исповедь духовенства Бежецкой епархии. Исповедь принимает духовник Бежецкой епархии протоиерей Сергий Тимофеев.

8 апреля в Спасском кафедральном соборе г. Бежецк состоялась исповедь духовенства трех благочиннических округов Бежецкой епархии: Бежецкого, Весьегонского и Краснохолмского.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Вечером 7 апреля Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский возглавил служение пассии в Спасском кафедральном соборе г. Бежецк. Его Преосвященству сослужило духовенство собора.

В завершение богослужения Владыка Филарет обратился к прихожанам с архипастырским словом назидания.

* * *

Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так потому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения Евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.