Родословная Тверских священнослужителей Постниковых

Марина Викторовна Волкова

 

Родословная

Тверских священнослужителей Постниковых

 (по страницам семейного дневника XVIII – нач. XX вв.).

«Добродетель естественна и есть здравие души».

(прп. Исаак Сирин)

.

Родословная Тверских священнослужителей Постниковых восстановлена по источникам из фондов Государственного архива Тверской области (далее – ГАТО), основным из которых явился дневник семьи Постниковых (1796–1923 гг.)[1].

Рукопись дневника открывают строки: «Книга. Для записывания разных достопамятностей приключившихся при слиянии начинаясь 1796 года. Которая находится в числе книг Бежецкого уезда Села Ильгощ <….> Диакона Иакова Алексеева. 1796 года апреля 16 дня»[2]. Повествование «книги достопамятностей» свидетельствует о бытовании среди православного священства благочестивой традиции наследования церковных приходов, когда, при уходе приходского священника «на покой», приход наследовал его сын или зять.

Диакон Иаков Алексеев Павлов (№ 8) пишет о себе в начале «книги достопамятностей» (далее – семейный дневник, дневник): «Богословский ученик Яков Павлов уволен из семинарии Тверской 1795 года декабря 26 дня. Сей <….>. Семинарист Тверской Павлов 1796 года января 27 дня сочетался законным браком Бежецкого уезда села Белой с дочерию оного Села Священника Иоанна Яковлева Марианною Ивановой (№ 9). Того же года месяца марта 22-го дня произведен во диакона Тверским преосвященным Иринеем Епископом Тверским и Кашинским а произведен был в Санкт Петербурге на Тверском подворье в домовой Его церкви. Выехал из С. Петербурга того же месяца 25 дня и прибыл в Белое апреля 4 дня и обучался Служению в Бежецкой 2 Соборной церкви в 5-е и 6-е Число апреля. На Белое прибыл 7-го числа Сего апреля»[3].

После смерти своего отца, священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Ильгощи Алексея Григорьева Павлова (№ 4) диакон Яков Алексеев переезжает с семьей в родное село, где был рукоположен «во священника».

По кончине о. Якова Павлова дневник переходит (из-за отсутствия сыновей) «по преемству» зятю Андрею Григорьевичу Постникову (№17). В начале текста дневника, продолженного Андреем Григорьевичем, находится краткая запись о родословии семьи Постниковых, вставленная в текст его сыном Николем и, о себе, внуком Иоанном Постниковыми. Николай Андреевич начинает родословную семьи от прадеда своего отца Андрея Григорьевича – священника Бориса Семенова (№ 1). Дед Андрея Григорьевича Андрей Борисов (№ 3) служил священником церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ильинского Корчевского узда, отец Григорий Андреев (№ 6) (3-е поколение) был священником церкви Покрова Пресвятой Богородицы погоста Поведь Новоторжского уезда и благочинным уезда[4].

Начальные записи дневника принадлежат людям, (1-е–3-е поколения) жившим в период становления и развития синодальной системы управления церковью в России, когда для занятия священнослужительской должности необходимо было получение духовного образования. Первое поколение священнослужителей Павловых, Постниковых образования не имели («в семинарии не обучались»). Третье поколение (Яков Павлов, братья Григорий и Андрей Андреевы), уже все без исключения «в школах были из Богословия уволены по окончании курса».

В источниках Григорий Андреев и его младший брат Андрей Андреев (№ 7), согласно обыденной традиции своего времени, именуются бесфамильными и с полуотчеством, хотя, по всей видимости, они уже носили фамилию Постниковы, полученную в стенах Тверской семинарии. Все их сыновья именовались Постниковыми.

Примечательно сложилась жизнь сыновей Григория Андреева (4-е поколение). Они получили хорошее образование, закончив Тверскую духовную семинарию. Старшие сыновья Алексей и Василий Постниковы до принятия священнического сана и после рукоположения в сан служили учителями Новоторжских духовных училищ (уездного и приходского). Алексей Григорьевич Постников (№ 10), исполнял должность ректора, и одновременно преподавал в высшем отделении уездного духовного училища: греческий и латинский языки, пространный катехизис, арифметику, церковный устав и нотное пение. В сентябре 1818 г Алексею Постникову «за устройство классов, усмотренное обозревавшим Училище Преосвященным Филаретом» (Дроздовым) и его младшему брату Василию Постникову (№ 12) «за усердное и ревностное прохождение учительской должности» «изъявлено от Комиссии Духовных Училищ Одобрение»[5].

Василий Григорьевич Постников был известен своей благотворительностью. Он 23 года «безмездно» преподавал Закон Божий в народном уездном училище Торжка. «Безмездно» 20 лет отправлял требы в Новоторжском тюремном замке. Оказывал «благотворительность из собственности» в пользу бедных духовного звания, будучи сотрудником Тверского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Алексей Григорьевич Постников был настоятелем церкви Священномученика Климента папы Римского, которая «считалась в Торжке одной из лучших по своему благоустройству и богатству»[6]. Сохранилось воспоминание о посвящении учителя Василия Постникова в Смоленске, в священника к Спасо-Преображенскому собору Торжка: «<…..> Поехали мы на паре лошадей в кибитке <…..> захватили в дорогу огнестрельное оружие, т.к. сия сторона была разорена французскою войною. <…..> Постников пошел к архиерею Иоасафу Сретенскому, уроженцу г. Кашин. Рассмотревши бумаги, архиерей узнал в Постникове своего бывшего ученика и милостиво говорит ему <…..> я буду служить для вас, готовитесь к посвящению и переезжайте в мой двор<…..> За обедней учителя Постникова посвятили в дьякона, а 14-го августа во священника к Новоторжской соборной церкви»[7].

Необычно сложилась жизнь среднего сына Григория Андреева – Ивана Григорьевича Постникова (№ 16), который выбыл из духовного сословия, получил медицинское образование, служил в армии. Иван Григорьевич погиб в Уфе во время эпидемии холеры, в звании штаб-лекаря (старшего полкового врача).

Один из младших сыновей Григория Андреева – Петр Григорьевич Постников (№ 19) получил блестящее образование, окончив Тверской семинарию и Петербургскую духовную академию, стал профессором богословия.

Самый младший сын – Иаков и средний – Андрей выбрали традиционный жизненный путь, унаследовав сельские приходы. Андрей Григорьевич Постников – села Ильгощи Бежецкого уезда, Иаков Григорьевич Посников (№ 20) – села Кава Новоторжского уезда.

Андреем Григорьевичем Постниковым «дневник передан сыну его Николаю Постникову священнику г. Бежецка Христорождественской церкви 1851-го года Мая 24-го дня»[8].

Николай Андреевич Постников (№ 25) записывает о себе: «Милостию Божией. Кончивший курсы Богословия в 1849-м году Студент Николай Постников определен к Христорождественской церкви во Священника 1851-го года 7 апреля, то было в понедельник на Страстной неделе». Далее, он помещает запись об особенно памятных для себя событиях: «9-го мая в день моего Ангела рукоположен во священника в Николо Малицком Монастыре. Преосвященным Гавриилом. Обучался священнодействию в Тверской Скорбященской церкви у протоиерея Иоанна Ильина Орлова. Прибыл в Бежецк на место моего служения 26-го мая накануне родительской субботы. Слава Богу за все!»[9].

Сын Н.А. Постникова – Иоанн позднее напишет о своем отце, как о человеке: «в свое время известном в Бежецке по своей широкой общественной деятельности, гласного Думы и уездного земства, члене различных обществ и комиссий, устроителе местного женского Благовещенского монастыря и в то же время выдающемся приходском пастыре[10]». Николай Андреевич много потрудился для устроения храма Рождества Христова. В клировой ведомости церкви за 1910 г. указано: «Все пять престолов кроме главного устроены и освящены ныне умершим протоиереем Николаем Постниковым»[11]. С 1868 по 1870 гг. стараниями о. Николая были устроены и освящены два придела в нижнем теплом храме. В верхнем этаже церкви им были устроены и освящены три престола, среди которых главный – во имя Тихвинской Божией Матери.

Николай Андреевич Постников включает в дневник записи о жизни младшего брата – Ивана Андреевича Постникова, принявшего монашество с именем Иоанникий (№ 26). «1856-го года августа 5-го дня Любезнейший брат мой студент Богословских наук Иван Андреевич Постников после двухгодичного испытания в Гефсиманском скиту – что близ Троице Сергиевой Лавры пострижен в монашество и наречен Иоанникием. Достойно замечания то, что в деревянной церкви устроенной преподобным Дионисием и перенесенной в скит Гефсиманский Преосвященным Митрополитом Филаретом брат мой Иоанникий первый получил пострижение, ибо скитских монахов прежде постригали в Троице Сергиевой Лавре». «1858-го года июня 21 дня брат мой монах Ионникий посвящен в Скиту преосвященным митрополитом Филаретом в Иеродьякона. 1859-го года ноября 15 дня в Москве в Никольской Семинарской Церкви посвящен в иеромонаха Иоанникий Митрополитом Филаретом»[12] (Дроздовым). Коротко записывает о смерти брата: «1889 года августа 30 дня в 7 часов утра скончался в г. Коломне Архимандрит Новоголутвина монастыря Иоанникий в моем и сына моего Ивана присутствии»[13].

Последним владельцем и автором дневника был сын Николая Андреевича – Иоанн (№ 31), которому он передает дневник за 8 дней до своей кончины: «1905 года ноября 16 дня <….>»[14].

Иоанн Постников закончил Вифанскую духовную семинарию и готовился к поступлению в духовную академию. Неожиданно для родных меняет планы и возвращается в родной город. О приезде сына с великой радостью пишет в дневнике протоиерей Николай Андреевич Постников: «1893 года апреля 4 дня, в Фомино Воскресенье совершено бракосочетание сына Ивана с девицею Авдотьею Васильевной Тяжеловой в Иоанно-Богословской церкви. Слава Богу за все! Сын наш Иван желал быть Надзирателем Вифанской семинарии, и Бог дал – послужил более года Надзирателем, но определился в Иереи к Иоанно-Богословской церкви нежданно-негаданно. Слава и благодарение Богу и Угоднику Его. Любвеобильному апостолу Иоанну Богослову. Аминь»[15].

Иоанн Николаевич, также как и его отец, много сделал для устроения своего приходского храма. По его инициативе были осуществлены пристройки к зданию церкви Иоанна Богослова и фресковые росписи стен и сводов лестницы на второй этаж. В 1911-1913 гг. на средства благотворителей и прихода было построено 2-х этажное кирпичное здание приходской школы на 200 учащихся с ремесленными мастерскими, приютом для детей сирот всех сословий и залом для народных чтений на 400 человек. В день торжественного открытия школы, среди многих поздравительных телеграмм, И. Н. Постников получил поздравление от Тверского Губернского Предводителя дворянства, Члена Государственной Думы А.С. Паскина, со словами: «Приветствую с исполнением заветной мечты. Вам честь и слава»[16].

Перу о. Иоанна Постникова принадлежит 12 публикаций по истории Бежецка и уезда,[17] Его рассказы издаются известными Санкт Петербургскими журналами: «Исторический вестник» и «Русская Старина». В Твери в начале XX столетия публикуются исторические очерки священника Иоанна Постникова, основанные на архивных материалах и написанные ярким, образным языком[18]. В 1917 г Иоанн Николаевич публикует подборку статей в газете «Бежецкий Вестник», из материалов, вероятно собираемых им, для будущей книги об истории Бежецка и уезда. Сохранилась рукопись дневника И.Н. Постникова о событиях в Бежецке за 1917 – начало 1919 гг., в котором дана практически документальная хроника происходивших событий[19].

После революции не прерываются, до конца 1920-ых гг., службы в храме Иоанна Богослова. О. Иоанн записывает в дневнике об этом периоде своей жизни: «Гражданскою нашею властию неоднократно призван к деятельности по охране старины». Иван Николаевич сотрудничает с Бежецким краеведческим обществом, участвует в археологической экспедиции общества в погост Бежицы, публикует в первом сборнике общества две научные статьи[20]. Участвует в спасении культурных ценностей из оставленных дворянских усадеб уезда и в сохранении материалов Бежецкого городского архива.

Оценку реалий собственной жизни в послереволюционный период он дает в виде последней короткой записи в семейном дневнике: «Беспощадной большой революцией выкинут за борт, испытал со своей семьей в 12 человек, все ужасы голода и отчаяния и спасла только милость Божия. <…. > 1923 г. В критический момент церковной разрухи призван окружающими в должность благочинного и это стоило месячного тюремного заключения»[21]. Записи в семейном дневнике Постниковых прерываются.

 

Постниковы, (Павловы) – родословная роспись[22].

 

1-е поколение

  1. «Борис Семенов Священник»[23].
  2. Яков Васильев (род. 1704- уп. 1740,1749, 1775).

Священник села Белое Бежецкого уезда. «Священник Яков Васильев 71 год, вдов, в семинарии не обучался, того села священников сын, священник с 1730 г.»[24].

 

2-е поколение

3 (1). Андрей Борисов

«Священник Корчевского Уезда села Ильинского близ Кимры»[25].

  1. Алексей Григорьев Павлов (уп. 1795 г. как умерший)

Священник села Ильгощи Бежецкого уезда[26].

5 (2). Иван Яковлев Иоаннов(1734 – уп. 1782,1789).

Священник села Белое Бежецкого уезда[27].

Жена: Прасковья Яковлева (род. 1742).

 

3-е поколение

6 (3). Григорий Андреев Постников (1758-1823).

Окончил Тверскую духовную семинарию. «Уволен из Богословия по окончании курса. <….> а с 1806 по 1816 год находился благочинным»[28]. Священник (с 1783) погоста Поведь Новоторжского уезда.

Жена: Екатерина Артемьева (1769-1840).

7.(3). Андрей Андреев Постников (род. 1765, уп. 1814).

Окончил Тверскую духовную семинарию: «в школах был из богословия уволен». Священник (с 1788) села Ильинское Корчевского уезда[29].

Жена: Авдотья Иванова (род. 1767 – до 1814).

8 (4). Яков Алексеев Павлов (1758-1823).

Окончил Тверскую духовную семинарию (1795). Диакон (1796) села Белое, священник (1801) села Ильгощи Бежецкого уезда.

Жена: Марианна Иванова (9 (5))[30].

Брат Алексей Алексеев Павлов священник церкви Рождества Христов «в Рыбаках» г. Твери (ум. 1801).

9 (5). Марианна Иванова (1779-1807).

Дочь священника села Белое Бежецкого уезда Иоанна Яковлева Иоаннова [31].

 

4-е поколение

10 (6). Алексей Григорьевич Постников (1784-1846).

Окончил Тверскую духовную семинарию (1806). Учитель (с 1809) и Ректор (с 1812) Новоторжских духовных училищ. Присутствующий Новоторжского Духовного Правления (1818-1834). Священник Казанской церкви Торжка (1811). Настоятель церкви во имя святителя Климента папы Римского (Климентьевской) г. Торжка (с 1812). «В 1816 г. благословлен служить с Набедренником и пожалован бархоткою фиолетовою Скуфьею <….> в 1822 г награжден бархоткою фиолетовою Камилавкою». Протоиерей (1836). Катехизатор Новоторжских духовных училищ (с 1830). Награжден «Золотым Наперсным крестом» (1828)[32].

Жена: Марина Петрова (1786–1819), дочь священника (с 1781) Климентьевской церкви Торжка Петра Афанасьева (1758-1811\1812).

  1. (10). Алексей Алексеевич Постников (1817-1843/1844).

Окончил Тверскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1840). Начальник Новоторжских духовных училищ (с 1840). Священник церкви во имя святителя Климента папы Римского в Торжке (1841). Магистр (1841)[33].

Жена: Анна Васильева (род. 1822, уп. 1844).

  1. (6). Василий Григорьевич Постников (1784-1860).

Окончил Новоторжское духовное приходское училище и Тверскую духовную семинарию (1807). Учитель Ниловского училища, Краснохолмского духовного уездного училища (1807-1812) и высшего отделения Новоторжского духовного уездного училища (1812-1825). Законоучитель в народном уездном училище Торжка (1827-1850). Священник штатного Спасо-Преображенского собора Торжка (с1815). Исполнял «безмездно» священнослужение и требы в церкви при Новоторжском тюремном замке (с 1826). Протоиерей (1849). Благочинный 1-го градского округа Торжка (1827-1839). «За свыше 40-летнюю службу» с 1850 г. получает пенсию. Пожалован: набедренником (1825), скуфьею (1828), камилавкой (1833). «За усердную службу преподано ему благословение Святейшего Правительствующего Синода». Пожалован бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. (1858)»[34].

Жена: Феодосья Михайлова (1797, уп. 1830).

  1. (12). Василий Васильевич Постников (1829, уп. 1859).

Окончил Новоторжское приходское духовное училище и Тверскую Духовную семинарию[35].

14 (6). Наталья Григорьевна (род. 1788)[36].

15 (6). Екатерина Григорьевна. (1792, уп. 1830,1859,1862)[37].

Муж: Невский Александр Гордиев, диакон погоста Поведь Новоторжского уезда.

  1. (6). Иван Григорьевич Постников (1793-1839).

Окончил Новоторжское уездное духовное училище и выпущен из Тверской духовной семинарии (1813). « <….> Брат Иван Штаб-лекарь скончался от холеры в г. Уфе»[38].

  1. (6). Андрей Григорьевич Постников (1794-1864).

Окончил Новоторжское уездное духовное училище и Тверскую духовную семинарию «с аттестатом первого разряда и поведения хорошего». Первый священник церкви села Ильгощи Бежецкого уезда (с 1822). «определен к преподаванию Катехизического учения при своей Церкви» (1823). «<….> по причине слабого зрения <….> от оной церкви уволен» (1850)[39].

Жена: Параскева Яковлевна, дочь священника церкви села Ильгощи Якова Алексеева Павлова.

  1. (8). Параскева Яковлевна (1803-1840)[40].
  2. (6). Петр Григорьевич Постников (1798-1867).

Окончил Новоторжское уездное духовное училище, Тверскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. Учитель Харьковской семинарии (с 1825). Учитель Тверской духовной семинарии (1844-1848). Профессор Священного Писания, учения об Отцах церкви и чтения латинских и греческих писателей. Умер в отставке в Торжке[41].

20 (6). Иаков (Яков) Григорьевич Постников (1802, уп. 1862).

Окончил Новоторжское уездное духовное училище и Тверскую духовную семинарию «с аттестатом второго разряда». Священник села Кавы Новоторжского уезда (1826). «определен Священно-церковнослужительским Духовником» (1835). «объявлена ему причтом признательность Епархиального Начальства, за исправность в церкви, лично усмотренную <….> Григорием архиепископом Тверским и Кашинским». «Получил от Святейшего Синода благословение» (1853). Награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Пожалован: набедренником (1851), скуфьею (1860) [42].

Жена: Наталья Иоанова (1807, уп. 1839), дочь священника села Кавы Новоторжского уезда Иоанна Семенова.

  1. (6). Анна Григорьева (1807, уп. 1830,1859, 1862)[43].

Муж: Федор Васильев Соловьев, священник (с 1824) погоста Поведь.

 

5-е поколение

  1. (17). Яков Андреевич Постников (1823-1839).

Ученик Новоторжского духовного приходского училища[44].

23 (17). Мария Андреевна (1825, уп. 1872)[45].

Муж: Иоанн Яковлевич Бойков, священник села Кирилловского Бежецкого уезда.

  1. (17). Марианна Андреевна (1827, уп. 1865)[46].

Муж: Иоанн Георгиевич Успенский, священник церкви Вознесения Господня села Ильгощи Бежецкого уезда.

  1. (17). Николай Андреевич Постников (1828-1905).

Окончил Тверскую духовную семинарию «с аттестатом 1 разряда» (1849). Священник церкви Рождества Христова г. Бежецка (с 1851). ««Безмездно» исправлял требы в Бежецком тюремном замке (1852-1856). Приведен к присяге в Бежецком Полицейском управлении (1853-1865) и во всех Присутственных местах (с 1859). Член временного комитета по экономическим отчетам и правления Бежецкого Духовного училища» (1853-1867). Гласный Бежецкой городской Думы и Бежецкого уездного земства. Произведен в протоиереи (1887). Пожалован: набедренником (1864), скуфьею (1868), камилавкой (1873). Пожалован бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. (1861). Сопричислен к орденам: Св. Анны 3-й (1894) степени, Св. Анны 2-й степени (1899) и Св. Владимира 4-й степени (1902)[47].

Жена: Антонина Михайловна (1835-1905), дочь священника Бежецкой церкви Рождества Христова Михаила Матфеевича Левитского.

  1. (17). Иоанникий (Иван Андреевич Постников) (1831-1889).

Окончил Тверскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда. С 1856 — в монашестве. Иеродиакон (1858), иеромонах (1859). Ризничий Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит Ново-Голутвина монастыря в Коломне (с 1883). Один из учредителей основанного в 1886 г. Братства праведного Филарета Милостивого, председатель Совета братства[48].

  1. (17). Наталья Андреевна (1834, уп. 1866)[49].

Муж: Алексей Андреевич Соловьев, священник (с 1859) Никольской церкви г. Бежецка.

 

6–е поколение

  1. (24). Параскева Николаевна (1854, уп. 1875)[50].

Муж: Николай Михайлович Вертоградский, наставник Уфимской духовной семинарии.

  1. (24). Николай Николаевич Постников (1860-1917).

Окончил Бежецкое духовное училище. Душевнобольной [51].

  1. (24). Мария Николаевна (1863, уп. 1910).

Окончила женское училище «при Бежецком Благовещенском женском монастыре»[52].

Муж: Прокопий Евфимович Березин, священник церкви села Романцево Калязинского уезда (1886), при Казанском женском монастыре г. Вышний Волочок (с 1888), церкви Рождества Христова г. Бежецка (1903-1918).

  1. (24). Иван Николаевич Постников (1869-1935).

Окончил Бежецкое духовное училище (1883) и Вифанскую духовную семинарию (1891). Настоятель церкви Иоанна Богослова г. Бежецка (1893-1930?). Законоучитель Бежецкого городского начального женского училища (1896-1903). Состоял штатным Законоучителем Бежецкой женской гимназии (1899-1918). Делопроизводитель строительной комиссии по постройке нового здания Бежецкого духовного училища (1896-1900). Член и делопроизводитель (1895–1902), председатель Бежецкого уездного отделения Епархиального Училищного Совета (1902–1915). Член Тверской Ученой Архивной Комиссии (ТУАК) (с 1903). Член Тверского Епархиального Историко-археологического Комитета (с 1902). Сотрудник Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (с 1900). Член-сотрудник секции по делам музеев и охраны памятников старины и искусства (1919). Состоял участником историко-археологической секции Бежецкого научного общества по изучению истории и культуры местного края (1920-1921). Протоиерей (1917). Благочинный (1923). Епархиальные награды: набедренник (1897), скуфья (1902), камилавка (1906). Награжден: серебряной медалью в память Безвременно Почившего Государя Императора Александра III (1894); серебряной медалью в память 25-летия существования церковно-приходской школы (1910); наперсным крестом (1911).

Жена: Евдокия Васильевна, дворянка (1863-1954), дочь настоятеля Бежецкого храма Иоанна Богослова, протоиерея Василия Георгиевича Тяжелова[53].

  1. (24). Александра Николаевна Постникова (1873, уп. 1910).

Окончила курс в частном пансионе Г. Яцкевич в Бежецке[54].

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

 

[1] В статье использованы следующие архивные фонды ГАТО:

Ф. 160 (Тверская духовная консистория);

Ф. Р – 2724 (личный фонд семьи Постниковых);

Ф. Р – 625 (личный фонд А.Г. Кирсанова).

Ф. 312 (Тверская казенная палата);

Ф. 575 (Тверская духовная семинария);

Ф. 16 (Бежецкая женская гимназия);

Ф 835 (Бежецкое духовное училище).

[2] ГАТО. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л. 1.

[3] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л. 1а.

[4] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.12.

[5] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16073. Л. 5, Л. 16 об.

[6] Цит. по: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь. 1903. С.66.

[7] Цит. по: Жизнь священника Иоанна Антоновича Соловьева по окончании семинарского курса. // Тверские епархиальные ведомости. Тверь. 1910. №19. С. 410.

[8] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л.1.

[9] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л.15,16.

[10] Постников И.Н. Бежецкий собор, церкви и монастыри // Бежецкий Вестник. 1917. 22 августа.

[11] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д.15955. Л. 114.

[12] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 18, об, 19.

[13] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 24.

[14] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л.1.

[15] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 25.

[16] Тверские епархиальные ведомости. 1913. 21 октября. № 43.С. 845.

[17] Литературное и краеведческое наследие о. Иоанна Постникова. Тверь. 2012. ООО «Издательство «Триада». С. 1-304.

[18] Постников И. Необычайное ночное происшествие. // Исторический вестник. 1905. №11. Ноябрь. Т. 102. С. 535–553; Король. // Русская Старина. 1911 Июнь. С. 55–80; И. Н. Постников: Бежецкий князь Д.Ю. Красный и его княжеская церковь. / Труды второго областного Тверского археологического съезда. Тверь. 1906. С. 55–79; Преподобный Нектарий Бежецкий. Изд. Тверского Епархиального Историко–Археологического Комитета. Тверь. 1910. С. 3–28; Царицын указ. Рассказ. Тверь. 1909. ТУАК. С. 1– 55; История одного закрытого монастыря. Добрынская пустынь. Тверь. 1911. ТУАК. С. 1–44; Граф А.А. Аракчеев по сохранившимся в Бежецке воспоминаниям. Тверь. 1913. ТУАК. С. 1–30; Записки Бежецкого городового старосты. Тверь. 1914. ТУАК. С. 1–19; Диакон Обросим. // Тверские епархиальные ведомости. Тверь. 1907. №№ 9,10. С. 290–302; Пастырь добрый. // Тверские епархиальные ведомости. Тверь. 1911. №№ 40. С. 759–763. № 41. С. 778–788.

[19] Ф. Р. – 625. Оп.1. Д. 154. Дневник Бежецкого краеведа И.Н. Постникова за 1917 г., переписанный рукой краеведа А.Г. Кирсанова; Насколько дешево стала цениться человеческая жизнь. Дневник Бежецкого священника И.Н. Постникова // Источник. 1996. №3. С. 31–56, №4. С. 10–30, №5. С. 13–29; Литературное и краеведческое наследие…Там же. С.227– 293.

[20] Бежецкий Верх. Историко-географический очерк. Дворянское землевладение в Бежецком Верхе. // Бежецкий край. Первый выпуск статей Бежецкого научного общества. Бежецк. 1921. С. 21–55.

[21] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 33.

[22] Элементы описательной статьи родословной росписи: порядковый номер; номер отца (приводится в скобках); имя, отчество, фамилия или имя и полуотчество; даты рождения и смерти или последнего упоминания в источниках; сведения о полученном образовании, сведения о прохождении основного места службы и других должностей; сведения о наградах; сведения о жене (муже). Вместе с росписью помещается краткая родословная схема, включающая имена, даты рождения и смерти и порядковые номера всех лиц, вошедших в роспись.

[23] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л.12.

[24]. Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 32571.

[25] Там же. Ф. Р-2724.оп.1. Д. 1. С.12.

[26] Цит по: Матиссон А.В. Духовенство Тверской епархии XV–XX вв.: родословные росписи/ ВИРД, 2005. Вып. 4, №23. С. 125.

[27] Цит. по: Интернет ресурс. Сайт hram-tver.ru «Православные храмы Тверской земли». Бежецкий район. Белое село. (ГАТО. Ф. 312. Оп. 6.Д. 116. Л. 24; Ф.160.Оп.4. Д. 867).

[28] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16037. Л. 145. об; Д. 16042. Л. 117 об; Д. 16052. Л. 147 об.

[29]Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15972. Л. 47,48; Д. 15974. Л. 29.

[30] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15901. Л. 147 об; Ф. 160. Оп. 4. ДД. 2127, 2143;

Ф. Р-2724.Оп.1. Д.1. Л. 1а,13.

[31] Там же. Ф. 312. Оп. 6.Д. 116. Л. 24; Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л.1а.

[32]Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16052; Д. 16057; Д. 16073. Л. 16, 16 об; Д. 16078; Ф. 575. Д. 109.

[33]Там же. Ф. 575. Оп. 1. Д. 184.

[34] Там же. Ф. 160. Оп. 1.Д. 16063. Л. 3 об, Л. 4, об; Д. 16073. Л. 5; Д. 19087. Л. 5 об; Д. 16092. Л. 5, об.

[35] Там же. Ф. 160. Оп. 1.Д. 16087. Л. 6, об; Д. 16092. Л. 5, об.

[36] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16037. Л. 145, об.

[37] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16037. Л. 145, об; Д. 16057. Л. 182, об; Д. 16063. Л. 218, об; Д. 16092. Л. 5, об.

[38] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16045. Л. 119, об; Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 12.

[39] Там же. Ф. Р-2724.Оп.1. Д. 1. Л. 12-14; ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 15943. Л. 312, об.

[40] Там же. Ф. Р-2724.Оп. 1. Д. 1. Л. 2,14. ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 15901. Л. 147, об.

[41] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16042. Л. 117, об; Д. 16052. Л. 147, об; Цит. по: Колосов В.И.. История Тверской Духовной семинарии. Тверь. 1889. №118.

[42] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16052. Л. 148; Д. 16073. Л. 123,об; Д. 16082, Л. 283, об; Д. 16093. Л. 445, об.

[43] Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16052. Л. 148; Д. 16063. Л. 217, об; Д. 16092. Л. 5, об.

[44] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.14; Ф. 835. Оп.1. Д. 536.

[45] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л. 6,13.

[46] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л. 6,13; Ф. 160. Оп. 1. Д.15943. Л.312,об.

[47] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.4-7,13,15-26,27; Ф. 160. Оп. 1. Д. 16013. Л. 24.

[48] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.18,19,25; Ф. 160. Оп. 1. Д.15943. Л.312,об; Цит. по: Интернет ресурс. Сайт www.vidania.ru «Путешествия по Святым местам». Свято–Троицкий Ново–Голутвин монастырь.

[49] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.4,20,21,22; Ф. 160. Оп. 1. Д.15943. Л.312,об.

[50] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.18,25; Ф. 160. Оп. 1. Д. 16013. Л. 25.

[51] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.19; Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 118, об.

[52] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.20,25; Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 118,об.

[53] Там же. Ф. Р-2724. Оп.1. Д. 1. Л.23,26-33; Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 59–60; Ф. 16. Д. 224. Л. 10–11.

[54] Там же. Ф. Р-2724. Оп. 1. Д. 1. Л. 24. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 118, об.