На улице Всполье в Бежецке жила Евдокия Ивановна Лазарева. Вместе с ней проживала инокиня Варвара. Еще одну комнату в доме занимала инокиня Рипсимия. О них и пойдет речь.
Эти женщины были прихожанками Спасо-Кладбищенской церкви. Хотя храм и считался одним из богатых в Калининской епархии, власти (уполномоченный по делам религий) не допускали даже малой толики расходов на реставрацию и внутреннее убранство церкви. Евдокия Ивановна ходила по деревням и собирала пожертвования для этих целей. На вырученные деньги она покупала ткани, различную бижутерию и фурнитуру.
К каждому большому церковному празднику эти мастерицы создавали убранство для определенной иконы. Также они шили облачения, расшивали оплечья на фелонях, облачения на престол и жертвенник. Вышивка была самая разнообразная: гладь, бисер, блестки, ришелье, канитель. К сожалению, многие из этих работ не сохранились. Это была очень трудоемкая работа, отнимающая много времени и сил.
Кроме этого матушки занимались изготовлением искусственных цветов. Делали их из разной бумаги и покрывали парафином.
Евдокия Ивановна выращивала на своем огороде цветы, из которых плели к летним праздникам венки на иконы и использовали для букетов. А в зимние праздники была добрая традиция устилать пол храма ветками можжевельника (он специально заготавливался Евдокией Ивановной к церковным торжествам).
Вот всего один, но очень показательный случай из жизни прихожанок. На чердаке Спасо-Кладбищенского храма хранилось большое деревянное распятие. Евдокия Ивановна договорилась с мастером-краснодеревщиком, чтобы он подготовил все необходимое для установки креста. Однако уполномоченный не дал согласие на установку распятия. И тогда Евдокия Ивановна, моя мама, Ираида Флоровна Васильева, и я (а мне было тогда лет двенадцать) вместе с мастером ночью на быке привезли все в храм и установили к началу службы. Сейчас это распятие стоит в зимнем храме.
Так в годы лихолетья самоотверженно трудились во славу Божию прихожанки нашего храма, являя собой пример бескорыстного служения. Они стали воплощением евангельского образа Марфы и Марии в современной жизни. Преодолевая «рознь века сего», они несли в мир великие истины смирения, послушания и любви. Любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, …не радуется неправде, а сорадуется истине». (1 Кор.13).
Из воспоминаний Г.С. Васильевой, псаломщицы Спасо-кладбищенской церкви