История ополченца-пулеметчика
Инок Гавриил (Яков Петрович Заволокин) родился в 1911 году в городе Туле в глубоко верующей крестьянской семье. Когда подошло время обучения в школе, грянули революция и Гражданская война — получить полное образование мальчику не удалось. Урывками он отучился до 3 класса и поступил учеником на тульский оружейный завод. На этом заводе и трудился Яков Петрович до страшных дней Великой Отечественной войны. У него, как и у всех рабочих завода, в первые месяцы войны была бронь, но наступили суровые для Тулы дни — немецко-фашистские захватчики окружили город. Яков в числе многих записался в добровольческий отряд пулеметчиком. Не долог, но героичен был путь солдата Заволокина: через некоторое время в бою он получил тяжелое ранение (его контузило и оторвало ногу).
Из воспоминаний регента Спасо-кладбищенского храма иеродиакона Адриана (Петрова):
«Как он оказался в Бежецке, мне доподлинно не известно. Знаю только, что иноческий постриг он принял в Псково-Печерском монастыре и духовно окормлялся у знаменитого старца архимандрита Тавриона (Батозского), служившего в Спасо-Преображенской пустыни, в Латвии. В Бежецке он жил у Екатерины Сергеевны Батуриной, которая пела в церковном хоре. Инок Гавриил очень любил петь акафисты и духовные канты, которых знал великое множество.
Познакомился я с ним в 1968 году — в то время он был псаломщиком в Спасо-кладбищенском храме, приятной наружности старичок с красивым голосом. В то время было очень сложно покреститься и у меня тоже возникли трудности. Пришлось идти в райисполком и выслушать массу неприятного. Инок Гавриил проявил заботу обо мне и сам пошел ходатайствовать за меня к секретарю рай-исполкома Екатерине Беляковой. После беседы с ней (если так можно назвать перепалку инвалида войны, размахивающего костылем, и отборный мат номенклатурного чиновника), мне все-таки разрешили креститься. Для деда Якова (так я называл его) этот визит не прошел даром: певчему пришлось перейти на службу в храм с. Поречье. Примечательно, как он добирался туда на службы. Автобус ходил только до Чижово, а остальной путь инвалиду приходилось преодолевать пешком. Причем, автобус прибывал в Чижово не раньше семи вечера, а инок Гавриил на своем протезе добирался до Поречья только к 5-6 часам утра».
Затем он служил псаломщиком в Красном Холме и Весьегонске.
Последние годы инок Гавриил жил в Бежецке, где ему как инвалиду войны дали квартиру. Ухаживала за ним Антонина Павловна Муратова. Скончался инок 8 сентября 1999 года и похоронен на старом кладбище, недалеко от Спасо-кладбищенского храма.
«Господи помилуй, Господи прости, помоги мне Боже, Крест мой донести!» — это слова из любимого покаянного стиха инока Гавриила. Как много выпало на долю этого старца: голодное детство с ужасами гражданской междоусобицы, страшная война с фашистскими захватчиками, потеря ноги и контузия в 30-летнем возрасте, притеснения от богоборческой власти. Ничто и никто не сломил его дух. Инок Гавриил твердо верил слову Господа, что претерпевший до конца спасен будет. Вечная ему память!