Нечаянная радость

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

 

                                                                     Светлой памяти настоятельницы, возобновительницы Бежецкого Благовещенского монастыря

схиигумении Амвросии (Егоровой)

 

«Монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми состоит в единении».

 «Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми, и в каждом видит себя самого».

 «Блажен инок, который на содевание спасения и преспеяние всех

 взирает как на свое собственное».

преподобный Нил Синайский

 

Бежецкий в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь

Бежецкий монастырь основан в г. Бежецке купеческой вдовой Любовью Алексеевной Ососковой († 1892). По благословению старца Югской Дорофеевой пустыни и Адрианова монастыря иеромонаха Адриана Югского († 1853), с которым с 1849 г. Ососкова состояла в духовном общении и переписке, она организовала в своем доме общую трапезу для нескольких женщин, чтение утренних и вечерних молитв и Псалтири. После кончины иеромонаха Адриана за духовным руководством сестры обратились к другому старцу — заштатному священнику Петру Томаницкому, проживавшему в Иерусалимской слободе г. Углича. По благословению о. Петра и ходатайству Любови Ососковой указом Святейшего Синода от 25 мая 1860 г. в г. Рыбинске был учрежден женский общежительный монастырь во имя Софии, Премудрости Божией, в котором поселились все руководимые Томаницким сестры. 16 мая 1865 г. Ососкова приняла постриг с именем София, став первой игуменией обители. Но вскоре в результате возникшего между сестрами конфликта Святейший Синод назначил в обитель другую настоятельницу, игумению Серафиму. По благословению о. Петра в 1866 г. часть новопостриженных насельниц во главе с игуменией Софией покинули монастырь в Рыбинске и вернулись в Бежецк.

Иерей Петр Томаницкий

22 июля 1866 г. монахиня София подала прошение в Тверскую духовную консисторию об открытии в Бежецке женской общины на пожертвованных И. М. Неворотиным 15 десятин земли. 18 февраля 1869 г. община была зарегистрирована, при ней организовано училище для девочек и приют для женщин. С 1866 г. сестры жили на частных квартирах, в 1869 г. на средства бежецкого купца Митрофана Гавриловича Крюкова на окраине города приобрели двухэтажный дом, затем обращенный в церковь свт. Митрофана Воронежского. В 70-х гг. XIX в. обитель приобрела имение Жохово (80 десятин) и другой участок в 46 десятин В 1887 г. Министерство гос. имуществ предоставило Бежецкому монастырю «в вечное пользование» еще 150 десятин земли.

С 13 янв. 1879 г. община стала именоваться Благовещенским нештатным женским общежительным монастырем, монахиня София возведена в сан игумении. Основным источником доходов Бежецкого монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан (купца М. Г. Крюкова, купчихи Ф. А. Аристовой, крестьянки Е. В. Агафоновой, статского советника М. Г. Петрова, мещанина Архипова). 18 июня 1878 г. был освящен каменный храм во имя святых Космы и Дамиана, в 1882 г.- каменный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 80-90-х гг. в монастыре были выстроены ограда, кельи, в С.-Петербурге на средства Ф. А. Аристовой приобретен дом, в котором по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского была устроена и 17 июня 1890 г. освящена двухпрестольная домовая церковь во имя свт. Николая Чудотворца и святых, празднование которым совершается 17 окт., в день спасения императорской семьи при крушении поезда в 1888 г. Впоследствии там было открыто подворье монастыря. В 1895 г. было закончено строительство заложенного в 1884 г. Благовещенского собора, на освящении которого 20 авг. присутствовал прот. Иоанн Кронштадтский. 11 окт. 1895 г. о. Иоанн освятил придел Благовещенского собора во имя прп. Иоанна Рыльского и мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. С 1892 г. Бежецким монастырем управляла игум. Антония (Загадашникова), с 1908 г. игум. Евстолия (Осинина). В 10-х гг. XX в. Бежецкий монастырь вместе с игуменией насчитывал около 200, к 1918 г.- около 400 сестер.

 

 

Игум. Евстолия (Осинина). Фотография. 1928 г.

Постановлением президиума Бежецкого исполкома и Земельного отдела от 18 апреля 1919 г. на базе Бежецкого монастыря была создана коммуна. До 1930 г. около 50 сестер жили в монастырских корпусах. В 1932 г. монастырь был закрыт окончательно, взорваны Благовещенский и Казанский храмы, разрушена колокольня, в 1926 г. закрыто подворье в Санкт Петербурге. Последняя настоятельница Бежецкого монастыря игумения Евстолия (Осинина) была убита ночью во время чтения Псалтири, похоронена на монастырском кладбище, впоследствии уничтоженном. Несколько сестер были арестованы, многие изгнаны из обители, селились на частных квартирах, молились в кладбищенской церкви Зачатия св. Анны, затем в городском храме Нерукотворного образа Спасителя. Известны имена некоторых насельниц 20-х гг. XX в.: монахини Амвросия (уставщица), София (впоследствии псаломщица Спасского кладбищенского храма в с. Красном), Ангелина (впоследствии алтарница Введенского и Спасского храмов, затем сослана), Руфина, Валентина, Рахиль, Антонина, Евфросиния, инокини Апфия (иконописица), Зинаида, Конкордия.

Решением Свящ. Синода РПЦ от 22 апр. 1994 г. Бежецкий монастырь был возобновлен. Корпуса Бежецкого монастыря занимают городская поликлиника и общежитие. Заботами первой настоятельницы игумении Антонии (Егоровой, в схиме — Амвросия; † 22 дек. 2000) обители был передан Крестовоздвиженский храм, рядом с которым ныне и восстанавливается обитель.

Православная энциклопедия, Т. 4, С. 440-441

 

Жизнь в миру

После возрождения монастыря первой его настоятельницей стала игумения Антония (в схиме Амвросия). Родилась она 14 мая 1929 г. в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Она очень любила и почитала этот образ. Любят эту икону и в Бежецке. А встреча со схиигуменией Амвросией становилась нечаянной радостью для многих и многих людей.

Детство матушки Амвросии прошло в деревне   в Саратовской области, в крестьянской семье. Детишек в семье было семеро. Часто бывало голодно, и старшие помогали добывать хлеб. Нина, так звали матушку в миру, работала в колхозе, а после войны завербовалась на стройку в Москву. Позднее трудилась на бутовом карьере в Туле. Работала машинисткой башенных кранов, завскладом.  Было и замужество, вспоминает матушка, и рождение двух дочерей. Был развод с мужем после 11-ти лет супружеской жизни. Всякое было. И побывать в те трудные годы довелось на многих должностях. И общественной работой приходилось заниматься.

15 июня 1979 г. у матушки умирает мама. В скорби своей молила матушка Бога забрать все, только оставить маму. «Случалось,- вспоминала матушка, услышу где похороны, где оркестр играет, про все забываю и иду туда. А в складе двери нараспашку». Мне говорили не раз: «Тебе надо давно в церковь идти, в монашки, иначе потеряешь рассудок».  Смерть близкого, дорогого человека совершенно меняет ее жизнь. Знакомая верующая старушка приводит Нину в храм. Матушка, имея за плечами богатый трудовой опыт в миру, стала помогать по хозяйству в церкви. Так и началась ее новая жизнь – служение Богу.

Матушка Антония

В 1985 г. в  г. Риге Нина Ивановна Егорова приняла монашеский постриг с наречением имени Антония. Постриг совершил настоятель Троицкого Рижского собора  Архимандрит Кирилл (Бородин). Матушка познакомилась с этим известным духовником еще в Казахстане, когда он духовно окормлял основанную им женскую обитель в Целинограде (ныне Астана). Когда Латвия отошла от России, матушка Антония переехала в Украину, в г. Смела Черкасской области, где  проходила послушание при Покровском храме.

 

Архимандрит Кирилл (Бородин)

Монахиня Антония. 1994 год, Рига

Бежецк

В марте 1994 г. матушке Антонии позвонил знакомый по Риге настоятель Спасо-кладбищенской церкви г. Бежецка протоиерей Александр Свитцов и предложил восстанавливать Бежецкий Благовещенский монастырь. Матушка согласилась, и вскоре отец Александр встречал матушку Антонию в Москве на вокзале. Как вспоминает матушка,  приехала она в сопровождении сестры Зинаиды (инокиня Сергия) с двумя чемоданами.  На следующий день, утром 12 марта 1994 г., приехали в Бежецк, где разместились в большом двухэтажном приходском доме, недавно переданным церкви. Дом этот был построен еще до революции, и в нем ранее располагалась приходская школа Спасо-кладбищенского храма. Дом был в ужасном состоянии. Протекала крыша. Не было ни воды, ни  газа, ни канализации. Зато было, как вспоминает матушка, очень много крыс, с которыми не знали как бороться.  Отопление было печное, воду возили в бидонах за километр от монастыря.

 

Протоиерей Александр Свитцов г. Бежецк

Благословение на возрождение обители

 На протяжении 10-ти лет монастырь находился на территории Спасо-кладбищенского прихода (в приходском двухэтажном доме), и настоятель с прихожанами помогал сестрам обустроиться на новом месте. Монастырский устав для возрождающейся Благовещенской обители написал известный для многих бежечан духовник Архимандрит Агафангел (Догадин). Он же первый и благословил монахиню Антонию на возрождение обители.  Матушка часто ездила к нему в Старую Руссу, а также к другим новгородским и псковским подвижникам благочестия: протоиерею Николаю Гурьянову (остров Залит), старцу Димитрию Принцеву (д. Большой Ужин), блаженной Марии Хотольской (старица даже гостила в Бежецком монастыре), блаженной Варваре Старорусской (от рождения слепой) и другим. Недавно вышел документальный фильм «Как жить, чтобы святу быть», где матушка рассказывает о своих поездках к старцу Димитрию Принцеву и старице Марии Хотольской. В фильме представлены редкие видеокадры самих встреч с блаженными. Со всеми упомянутыми старцами матушка познакомилась через Архимандрита Агафангела (Догадина). Батюшка находился с ними в духовном общении и часто посылал духовных чад к старцам для духовного назидания.

В Старую Руссу, к Архимандриту Агафангелу матушку привез отец Александр Свитцов. Вот как описывает первую встречу с отцом Агафангелом и блаженным Димитрием сама матушка: «Наконец мы достигли цели и стояли около дома, где жил старец. Дверь открыла пожилая женщина, приветливо пригласила нас в дом. На вопрос, где отец Агафангел, ответила: «Ушел причащать больного на дому, скоро будет». Вскоре пришел хозяин дома — архимандрит Агафангел — и я предстала перед ним. У него был вид был неземного человека. Большая седая борода, сияющая улыбка, добрые-добрые глаза. Благословив нас, он пригласил за стол, где завязалась теплая беседа. Весь страх пропал, на душе стало как-то радостно от встречи. Отец Александр сказал старцу: «Вот мы приехали получить благословение у вас, хотим в г. Бежецке создать общинку из сестер, которые впредь будут ухаживать за престарелыми людьми. Что скажете на это?» И вот слышим ответ: «Общинка — это хорошо. Да вот и мать игуменья сидит пред нами», — и указал на меня. Как-то мне стало не по себе после этих слов. Какая из меня игуменья? Но с этой минуты отец Агафангел меня всем гостям представлял как игуменью.

Архимандрит Агафангел (Догадин) и блаженный Димитрий Принцев

Через день мы поехали к другому старцу — Димитрию.  В молодости, когда ему исполнилось 8 лет, его парализовало и он до самой смерти (прожил 90 лет) лежал практически без движения в постели. Ноги его и правая рука — как плети, крестился левой рукой. Глаза проницательные. Великий постник и молитвенник, за что Господь сподобил его даром прозорливости. Как он сам говорил, 23 часа в сутки он  молится за весь мир. Долго длилась наша беседа. Мы изложили цель своего приезда и так же услышали ответ: «Хорошее это вы задумали дело. Бог вас благословит, а Матерь Божия будет вам помощница».

Провидев все мои мысли, он сказал: «Жадобная (милая, желанная), Господь не оставит вас». Благословив нас на добрый подвиг, спросил как бы невзначай: «А сколько у вас сестер?» Я ответила: «Две». Он мне сказал: «Будет десять, а потом сто душ».

Архимандрит Агафангел (Догадин)

Протоиерей Николай Гурьянов

Блаженный старец Димитрий Принцев

 

Блаженная старица Варвара Трофимова Старорусская.

Первая монастырская литургия

25 мая 1994 года, в Бежецке отмечали 500 лет со дня преставления преподобного Нектария Бежецкого. Божественную литургию служили епископ Тверской и Кашинский Виктор и епископ Саратовский и Вольский Нектарий. В этот праздничный день Владыка Виктор объявил о решении Священного Синода открыть в г. Бежецке женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры по-прежнему оставались в приходском доме Спасо-кладбищенской церкви, но монастырю передали Крестовоздвиженский храм. Первую литургию, теперь уже в монастырском храме отслужил епископ Саратовский и Вольский Нектарий (Коробов) – бежечанин, который был проездом в родном городе.

Епископ Саратовский и Вольский Нектарий (Коробов)

Матушка очень ревностно относилась к поминовению усопших. В монастыре, по благословению духовника обители Архимандрита Агафангела (Догадина), было установлено чтение неусыпающей псалтири (непрерывное чтение Псалтири с поминовением на «славах» живых и усопших, совершаемое, обычно, в больших монастырях). Матушка сама, часто в ночное время, исполняла свою череду. Вычитывая кафизмы, особенно она молилась за всех от века почивших православных христиан. Для родственников почивших бежечан в монастыре матушка готовила поминальную трапезу. Обязательно матушка собирала родственников на девятый, на сороковой день и в годовщину смерти почившего. Нередко матушка несмотря на свою занятость, на протяжении 40 дней вычитывала особое продолжительное правило за усопшего. Чужую беду монахиня Антония переживала как свою.

Первые годы, когда монастырь находился в приходском доме, не было даже забора вокруг дома, не то что монастырской стены. В дом, в котором находился монастырь, по простому мог войти любой прихожанин. Нуждающихся в духовном окормлении было много и люди шли за наставлением, поддержкой и утешением в монастырь. Двери монастыря для всех были открыты. Часто можно было видеть мать игумению на крылечке дома за духовной беседой с прихожанами. Многих матушка приглашала в свою келию. В келии было все очень скромно: аналой для чтения монашеского правила, стол и стулья, шкаф с православными книгами и кровать. Много икон. Да еще у стены большой могильный дубовый крест. В ее келье всегда ощущались покой и тишина.

Матушка привлекала всех своей простотой, доступностью и любовью. Некоторые к ней приезжали за разрешением духовных вопросов и оставались на всю жизнью. Своими наставлениями матушка часто отвечала на внутренние, еще не высказанные вопросы. Были, однако, люди, которые не любили матушку, поносили ее. Она говорила, что благодарна им, что они ее очищают: «Они в меня камнем, а я им хлебом». Матушка молилась за всех и переживала за своих чад: «Я вожусь с ними, как с маленькими, но обидно, что они не понимают меня как мать… Как они мне все дороги, как я у Матери Божией испрашиваю для них спасения, я готова пострадать сама, лишь бы было хорошо моим сестрам».

В монастыре, по благословению отца Агафангела, был заведен благочестивый обычай после каждой литургии кормить всех прихожан. Духовник сам часто спрашивал, сколько человек накормили в тот или иной праздник, и радовался, если в трапезной побывало много людей. Часто бывали дети из коррекционного интерната. Батюшка благословлял их привечать. Тяжелые болезни, им посланные, учил старец, нужны нам, чтобы наши сердца не очерствели окончательно. Мать Антония детдомовцев кормила, одевала, наставляла и помогала чем могла. Матушка любила детей, которых вокруг нее всегда было много, несмотря на то, что она иногда по-доброму их наказывала. Еще учила их молиться на пальчиках. На каждое слово молитвы загибаешь пальчик: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Они  благодарили по-своему, кто как мог: то воды привезут с колодца, то дрова в поленницу сложат.

Матушка удивляла всех своей энергией. Практически все время она была в трудах и заботах о монастыре — куда-то ездила, что-то доставала. Ведь монастырь, который возрождали сестры, практически создавался заново. Быт был совершенно не устроен. Но желающих поступить в монастырь и потрудиться во благо церкви в то время было много – около пятидесяти трудников находилось в монастыре. Людей она брала в монастырь самых разных, не выбирала.  И все их проблемы ложились на нее. Она сама рассказывала, что когда приехала в унынии к отцу Николаю Гурьянову на остров Залит (остров Талабск на Псковском озере), он посмотрел на нее так ласково и сказал: «Как ты скорбями богата, матушка, как богата. Милость Божия, когда столько скорбей».

Искушение

Однажды, не выдержав тяжести настоятельского послушания,  матушка решила просить благословения у старцев уехать из Бежецка. Поехала в Старую Руссу. Первый старец архимандрит  Агафангел наотрез отказал. Поехала к старцу Димитрию. Изложила ему причину приезда. Вначале он сказал: «Смотри сама». И замолчал. Потом, помолившись Господу, он сказал так: «Вот, мать Антония, что я тебе скажу. Уедешь на новое место, этот монастырь распадется в этот же день и никто восстанавливать его уже никогда не будет. Вот так и знай. Что Матерь Божия, будет ли довольна, если ты своими руками все разрушишь! Угоден ли будет Богу твой побег? Трудно, знаю, трудно, а как ты думаешь? В Царствие Божие широкими вратами войти — нет! Только узкий и тернистый путь надо пройти до самых врат царских». И стыдно мне стало за свое малодушие. Вернулась домой. Ночью поплакала пред иконами и решила — мой удел здесь, в Бежецке.

Блаженная Мария Леонтьева Хотольская

Когда было особенно трудно, матушке удалось привезти в Бежецк блаженную Марию Хотольскую. В своем дневнике она так описывает это незабываемое для монастыря  и для Бежецка событие: «На второй день я вновь была около м. Марии, чтобы проститься и еще раз побыть рядом. Увидев меня, она заявила мне: «Скорее собирай меня, еду с тобой, т.к. тебе одной не справиться». Сообщив ей, что поезд мой отходит через час и нам не успеть собрать ее (она лежала недвижимая без посторонней помощи), я пообещала приехать за ней на машине. Оставив адрес свой, попросила хожалку, чтобы сообщили мне, когда выезжать. Через дней 10 вдруг получаю письмо, где мне сообщают, чтобы я выезжала за старицей на двух машинах.

Недолго думая, я на двух машинах выезжаю в Старую Руссу. Преодолев расстояние в 500 верст, я подъезжаю с тревогой к дому, где находится старица и вдруг слышу от нее: «Пошто явилась? Никуда я не поеду». Ее стали уговаривать, но все было напрасно. Она упорно заявила: «Не поеду…» Тогда ее хожалка позвала четырех ребят. Завернув в одеяло, ее вынесли в машину, и с 1 марта 1995 г. м. Мария оказалась в г. Бежецке. Отвели ей с хожалкой Валентиной отдельную комнату».

Слух о том, что появилась в монастыре старица, облетел по всему Бежецку, и потек людской поток в нашу только что открывшуюся обитель. Шли больные духовно и телесно. Шли очень много одержимых грехом пьянства, и всех принимала матушка с любовью. Бывали дни, когда посещало старицу до сорока человек. Каждого надо было выслушать, дать наставления и помазать маслом освященным, а затем каждого надо угостить хотя чашкой чая.

Утром матушка светилась необычным светом, а к ночи ее лицо становилось серым, т.к. все немощи людей она брала на себя. День она занималась больными, а ночи проводила в молитве, поминая как о здравии, так и о упокоении, больше двух тысяч человек. А утром опять новый поток страждущих.

Очень многим людям помогла тогда матушка. Принесенные народом пожертвования блаженная раздавала, особенно пьяницам. Она говорила, что они ей дороже всех, т.к. они несчастные люди.

Блаженная Мария Леонтьева Хотольская

Но недолго пришлось порадоваться бежачанам присутствием великой подвижницы. Она своим примером долготерпения (9 лет лежала на левом боку) вселяла веру на терпение своих недугов другим. 1 апреля, ровно через месяц она покинула наш город. Попросили на прощание запечатлеть на фото. В начале она наотрез отказалась, но под нашими уговорами дала согласие. Улыбаясь, позировала. Но какое было удивление, когда стали смотреть пленку. Она оказалась испорченной, и нам стало ясно, что означала ее улыбка».

Возрождение Большого Бежецкого Крестного хода.

6 июля 1996 г. в Николо-Теребеньковском монастыре подняли чудотворную икону свт. Николая, которая в 1654 году спасла г. Бежецк от моровой язвы. С 1654 г. в честь этого чуда каждый год с иконой из обители шли пешим и водным путем до Бежецка. После революции эта традиция была прервана. И вот в 1996 г. по инициативе  иерея  Геннадия Савостьянова, с благословения Правящего Архиерея, вновь был возрожден Большой Бежецкий Крестный ход. Под колокольный звон подняли икону и направились в путь к граду Бежецку. 27 июля 1996 г. икону впервые после возрождения традиции торжественно встречали в Бежецком монастыре. Образ украсили цветами. Всенощное бдение отслужил иерей Геннадий. На следующий день, 28 июля, в местный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершили литургию.

Икона Святителя Николая Теребенского

Иоанн Кронштадский

При устроении монастыря деятельное участие принимал св.прав. Иоанн Кронштадский.  В 1990-х  в С.-Петербурге монастырю был пожертвован   дом, в котром по благословению св. Иоанна Кронштадтского была устроена и 17 июня 1890 г. освящена двухпрестольная домовая церковь  во имя свт. Николая Чудотворца и святых, празднование которым совершается 17 октября, в день спасения императорской семьи при крушении поезда в 1888 г. Впоследствии там было открыто подворье монастыря. В 1895 г. было закончено строительство заложенного в 1884 г. Благовещенского собора, на освящении которого 20 авг. присутствовал протоиерей  Иоанн Кронштадтский. 11 окт. 1895 г. о. Иоанн освятил придел Благовещенского собора во имя прп. Иоанна Рыльского и мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. При возрождении обители ощущалось предстательство  святого. Матушка очень почитала Иоанна Кронштадского. Протоиерей Николай Гурьянов благословил однажды матушку, когда в трудную минуту было искушение уехать из Бежецка, иконой Иоанна Кронштадского на игуменское послушание. Один священник подарил матушке наперсный крест Иоанна Кронштадского, с которым она никогда не расставалась.

Два старца стояли у истока основания обители – иеромонах Адриан Югский и иерей Петр Томаницкий. Два старца нашего времени — Архимандрит Агафангел (Догадин) и  Димитрий Принцев духовно окормляли обитель во время ее возрождения. И как с трудом зарождалась обитель, так непросто возрождалась обитель молитвами духовных отцов и трудами схиигумении Амвросии с сестрами.

17 ноября 1996 г. преставился старец Димитрий Принцев. Через два года 8 февраля 1999 г. отошел ко Господу Архимандрит Агафангел (Догадин). Матушка проводила своих духовных отцов в путь всея земли. Исполняя долг духовной дочери, она была на отпевании обоих старцев и каждый год в дни памяти приезжала  на их могилы.

Сон

За год до смерти матушка Антония 13 октября  1999г записала в своем дневнике: «Позвонила из Старой Руссы монахиня Варвара (ближайшая помощница о. Агафангела)  и рассказала мне, что видела сегодня меня во сне. Будто бы они с отцом Агафангелом постригали меня в схиму. Я стояла на амвоне и так красиво пела: «Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь» (песнопение службы Благовещения)».

 

Постриг в великую схиму

22 октября 2000 г. в канун памяти преподобного Амвросия Оптинского над игуменией Благовещенского монастыря Антонией был совершен постриг в великую схиму с наречением имени в честь оптинского старца. Постригали в келии, по крайне болезненному состоянию здоровья, но матушка терпеливо стояла весь постриг. Постриг совершал  наместник Нило-Столбенской пустыни Архимандрит Вассиан (Шуста). Рядом с аналоем поставили стул, чтобы матушка могла сидеть когда устанет, но матушка весь постриг благоговейно простояла, несмотря на свое тяжелое  состояние после инсульта. Когда Архимандрит Вассиан пожалев тяжело болящую матушку, не стал бросать ножницы на пол, матушка сама бросила ножницы и подняла их с пола, не пожалев себя. После пострига, будучи тяжело больным человеком, матушка не закрыла двери своей келии для отдыха, она до конца оставалась гостеприимной хозяйкой и приняла всех за празднично накрытым столом.

Возобновительница обители схиигум. Амвросия (Егорова)

После пострига матушка прожила два месяца. Провидя близкую кончину, просила она сестер жить в любви и мире. Последняя запись в дневнике: «Сестры все на трудах великих. Как мне их всех жаль! Трудятся, как пчелки. Нас уже 42 души».

Умерла схиигумения Амвросия 22 декабря 2000 г. в день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость» (у этой иконы два праздника 14 мая – в этот день родилась матушка и 22 декабря – в этот день матушка отошла ко Господу).  Отпевал ее наместник Нило-Столобенской пустыни Архимандрит Вассиан (Шуста) с собором духовенства (20 священнослужителей), монашествующих (3 игумении) и мирян. Похоронили схиигумению Амвросию на старом кладбище, с правой стороны от Спасо-кладбищенского храма (ныне Спасского кафедрального собора). На ее могиле всегда много цветов, горят свечи и неугасимая лампада. Царство ей небесное, вечный покой, вечная память!

Протоиерей Ярослав Шведов