О благочинии

В настоящее время Бежецкое благочиние включает в себя четыре зарегистрированных, семь приписных приходов и десять часовен. Три приписные храма восстанавливаются. Округ благочиния охватывает собой Бежецкий и Сонковский районы. Границы благочиния совпадают с границами районов.

Духовным центром Бежецкого благочиния является приход Спасо-кладбищенского храма. Приход включает в себя храм Спаса Нерукотворенного Образа, расположенный  на старом кладбище г. Бежецка и два церковных дома рядом с храмом.

   В специальной грамоте, подписанной президентом Русской Геральдической Коллегии И.С. Сметанниковым, говорится:

 «Всем и каждому через сию грамоту да будет известно, что Русская Геральдическая Коллегия внесла в свой Гербовый Матрикул нижеописанный герб, владельцем которого является БЕЖЕЦКОЕ БЛАГОЧИНИЕ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РПЦ. Картуш червленый. В лазуревом поле золотой княжеский престол без спинки с червленой подушкой на нем и с подлокотниками в виде львиных голов. Поверх престола положены перекрещенные серебряные игуменские посохи. Над престолом серебряный голгофский крест с наложенным на середину кольцом. Справа и слева от креста написанные старославянским шрифтом золотые греческие литеры «альфа» и «омега», а над ним серебряный летящий голубь с золотым нимбом. Картуш увенчан серебряной митрой и окружен серебряным лавровым венком.

Герб внесен в Гербовый Матрикул Русской Геральдической Коллегии 4 ноября 2008 года под № 1242».

oblag_gramota

В православной ставрографии «крест с кругом» носит название «новгородский», т.к. подобные формы крестов были распространены в землях Великого Новгорода и встречаются на стенах многих древних новгородских храмов и крепостей (Изборск). Согласно наиболее распространенному представлению, такая форма креста символизирует победу Христианства над языческими солярными (солнечными) культами, распространенными на севере Европы, когда благодаря миссионерской деятельности Церкви народы этих земель обратились от служения ложным богам к поклонению Солнцу Правды – Нашему Господу Иисусу Христу (Мал.4,2).

Отметим, что в раннем Средневековье весь север Европы составлял единое культурно-религиозное пространство, неотъемлемой частью которого являлась древняя земля новгородских словен. Таким образом, «новгородский крест» на гербе Бежецкого благочиния означает, что Бежецкий Верх входил в состав земель Великого Новгорода, выходцами из которого было положено начало процессу христианизации края.

Изображение греческих букв «Альфа» и «Омега»  — символ полноты Божественной Природы в Иисусе Христе (Откр.1,8, 22,13), указывает на то, что особый подъем духовной жизни в Бежецком Верхе, как и по всей Руси, происходил в XV в. – век особых эсхатологических чаяний Православной церкви накануне ожидавшегося Второго Пришествия, которое, как считали в византийском мире, произойдет в 1492 г. (7000 г. от Сотворения мира, по тогдашнему летоисчислению). Именно с XV в. началась собственно церковная история края. В этот исторический период в Бежецком Верхе просияли первые исконные святые, чтимые в соборе Бежецких святых, а также, вполне вероятно, многие и другие подвижники благочестия, известные больше Богу, чем людям, чьи имена и сведения об их жизни не дошли до нас. Тогда же были основаны многие монастыри и пустыни Бежецкого Верха, обретены первые чудотворные иконы края – свт. Николая Теребенского (1492 г.) и свт. Николая в Антониевом монастыре (1481 г.). Кроме того, активно велось церковное строительство, росли вотчины Троице-Сергиева и Симонова монастырей и т.д.

oblag_gerb_blagochiniya

Княжеский престол (трон) символизирует владение блг.кн Димитрием Юрьевичем Красным (+1440 г.), князем Галича Мерьского из московской великокняжеской династии, Бежецким Верхом (1433 -1440 г.), который, хотя и не являлся самостоятельным княжеством (поэтому изображение геральдической княжеской короны в данном случае неуместно), был весьма значимой частью его удела. Князь был известен особым благочестием, праведной жизнью, а также строительством храмов во всех своих землях. На «серебряных денгах» галичских князей имелось изображение: «князь на престоле украшенном двумя вырезанными зверями, с головами врозь» (в настоящее время серебряные монеты галичской чеканки с легендой — «князь Димитрий Юрьевич» современными нумизматами с большой долей вероятности рассматриваются как монеты Дмитрия Юрьевича Красного). Кроме того, аналогичное изображение присутствует на некоторых монетах Великого князя Московского Василия Васильевича Темного, сын которого, блг.кн. Андрей Васильевич Угличский (+1493 г.), владея Бежецким Верхом на таких же условиях (1462 -1491 г.г.), являлся ктитором Антониева Николаевского Краснохолмского монастыря — главного монастыря Бежецкого Верха в XVI- XVII вв.
Оба благоверных князя — Димитрий Юрьевич Красный и Андрей Васильевич Угличский прославленны в лике местночтимых святых.
Два скрещенных серебряных игуменских посоха указывают на преподобных Антония Краснохолмского (+ 1481 г.) и Нектария Бежецкого ( +1492 г.) – первых преподобных «золотого века русской святости», подвизавшихся в Бежецком Верхе, с деятельностью которых связывается начало иноческого жития в крае, а также основание – Бежецкого Введенского и Антониева Николаевского Краснохолмского монастырей.