Повесть об основании Николо-Теребенской пустыни
В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте — недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.
Возрождение обители и чудесное обретение образа свт. Николая
В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви строить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая была цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.
История возникновения Большого Бежецкого крестного хода
В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Кир-Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его, посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля (30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивную икону в Бежецке и поставили её в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход».
История развития Большого Бежецкого крестного хода
По свидетельству предания, холера ещё неоднократно в больших размерах вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия совершенно прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, поэтому непременную принадлежность этого хода составляло особое судно — большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, носили его по окрестным местностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле и по водам. С 2 по 12 июля, день и ночь, Крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города.
Встреча и пребывание чудотворного образа в Бежецке
Оба берега реки заблаговременно не менее чем на две версты были покрыты массой народа. Все с нетерпением ожидали прибытия ладьи с прославленной иконой. А на священном судне в это время шло торжественное приготовление к триумфальному вступлению в город. Чудотворный образ воздвигался на возвышенное место, после чего на ладье раздавалось громогласное пение, а в городе начинался перезвон колоколов. Все городские священники в облачении выходили из соборного храма с пением и с хоругвями, от Штабского моста, как места пристанища для священной ладьи, нисходили под балдахин, укрепленный на мосту, и подходили к самой ладье. При продолжающемся колокольном звоне священная ладья с чудотворным образом медленно двигалась по самой середине Мологи. Пение у моста, пение на священной ладье, тихая молитва на устах каждого, коленопреклонения, слезы — все это обращено к священному образу дивного Святителя. Вот что открывалось изумленным взорам благоговейного христианина при виде Большого Бежецкого Крестного хода! Этого мало: сама река наполнялась встречающим народом — одни двигали священную ладью руками, другие ждали минуты, когда она сравняется с ними, и, дождавшись, с благоговейной на устах молитвой к Святителю, брались на бечеву и тянули или, прикоснувшись к ладье, тащили её, или просто умывались и погружались в воду, особенно больные, одержимые разными недугами, или женщины со своими больными детьми.
Наконец, освященная ладья приставала близ моста к берегу. Это, примерно, за 400 метров от кафедрального собора Воскресения Христова. И это расстояние Крестный ход проделывал не менее чем за три часа. Виною тому было несметное количество людей, и каждый прорывался приложиться к чудотворному образу. Но что особенно было удивительным: всё проходило без крика и шума «со всякою благоговейною осторожностью».
Восемь дней Теребенская икона находилась в Бежецке. И все эти дни считались праздничными. В это время открывалась Космодемьянская ярмарка (годовой торг). А чудотворный образ носили из дома в дом, не минуя самого беднейшего. Когда икону вносили в дом, где царили распри, то после пребывания её здесь устанавливались мир и покой. Во время пребывания иконы святителя Николая в городе в один избранный день (18 или 19 июля) совершалось соборное служение пред образом, а на другой день после соборного служения Литургии бывал общий Крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом. При каждой приходской церкви при этом совершались литии о благосостоянии города, в память избавления в 1654 году силою этого образа от моровой язвы. Вечером, 20 июля, в соборе совершалось торжественное Всенощное бдение в присутствии образа. А 21 июля, после Литургии, в 4 часа дня, при бесчисленном стечении народа, с участием всего городского духовенства, в сопровождении крестов, хоругвей и образов всех церквей, напутствуемый молебным пением и радостным звоном колоколов образ Святителя возвращался на священную ладью. Через погост Узмень, сёла Чижово, Еськи и Топальское, где снова проходили торжественные встречи, остановки и проводы, наконец, 25 июля снова прибывал в свою пустынь. С таким же торжеством, как и при проводах, при таком же множественном стечении по этому случаю богомольцев снимали чудотворную икону со священной ладьи, приносили в соборный храм Теребенской обители и после молебствия водружали её на обычное место в иконостасе.
Чудесные знамения от образа Николая Чудотворца
1657 год — чудесное избавление от пожара соборной церкви Теребенской пустыни, в которой стояла древняя чудотворная икона святителя Николая.
1664 год — повторение того же.
1705 год — чудесное исцеление одной женщины от глазной болезни.
1707 год — чудесное исцеление портного мастера, за воровство наказанного болезненными недугами и раскаявшегося.
1709 год — исцеление Устюжского Воеводина сына, одержимого недугом.
1712 год — девицу, необретавшуюся долгое время в доме своем, святитель Николай представляет в дом её.
1802 год — чудесное исцеление от болезни крестьян в сельце Пхов госпожи Гликерии Феодоровны Козляиновой.
1804 год — Бежецкий помещик Куминов наказывается во время Бежецкого Крестного хода в городе Бежецке за дерзкие и хульные слова и, по раскаянии, в виду всех исцеляется.
1805 год — исцеление расслабленного руками и ногами в городе Бежецке на реке Мологе.
Все эти чудеса вычеканены на краях ризы образа Святителя с подписью чернью.
Возрождение Большого Бежецкого крестного хода
В 1995 году после более чем полувекового перерыва Большой Бежецкий Крестный ход был возрождён, и чудотворная икона святителя Николая вновь прибыла из Николо-Теребенской обители в Бежецк, но не по водам реки Мологи, а сухим путём. И следующие четыре года она доставлялась таким же образом. В 2000 году образ Святителя прибыл на плавучем храме, который был обустроен не на большой ладье с парусами, как было в те далёкие времена, когда Молога была судоходной, а на моторном катамаране. Храм причаливал к берегу километрах в трёх от города, священнослужители переносил икону на сушу, и Крестным ходом богомольцы несли её в город. С тех пор священная икона прибывает в Бежецк водным путём.