Протоиерей Борис Ясинский родился в Белоруссии в 1908 г. в семье потомственных священников. Закончил Духовную cеминарию в Витебске, потом два курса богословского факультета Варшавской Академии.
Смерть отца лишила его возможности учиться дальше – нужно было сохранить приход, где служил отец. Молодой Борис Ясинский женился. Его избранницей стала юная Мария Павловна, окончившая гимназию, учительские курсы и работавшая педагогом. После замужества школу ей пришлось оставить, зато появилась возможность получить еще и медицинское образование. Так они и жили, воспитывали сыновей Александра и Павла и не знали, что их ждет разлука на несколько лет.
На долю батюшки выпало тяжелое испытание. В 1942 году в село, где служил отец Борис (это было в Белоруссии), пришли немцы. Они стояли и в соседнем селе, где сын священника пошел в полицаи. Предатель и его родители были расстреляны партизанами. По указанию церковных властей отец Борис привез на лошадях их тела в свой храм, где в сослужении двух священников отпел убитых. В 1947 году власти обвинили батюшку в антисоветской пропаганде и вынесли приговор — 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. И началась нечеловеческая жизнь в сибирских тюрьмах.
После восьми лет лагерей отец Борис вернулся в Белоруссию, но жить там ему было запрещено. По вызову Калининского владыки Варсонофия (они были знакомы ранее) батюшка приехал на службу в Бежецк. Сначала он жил один, потом приехали жена и младший сын Павел. Старший, Александр, заканчивал 10-й класс и вскоре был призван в армию. Павлу, как сыну священника, пришлось заканчивать десятилетку в школе рабочей молодежи.
В 1959 году отца Бориса перевели в Кесову Гору. Местный храм располагался на кладбище. При нем была сторожка, в которой поселилась семья священника. Это была избушка, в прямом смысле — на курьих ножках, так как чтобы попасть в нее, надо было подниматься по высокой лестнице.
Спустя некоторое время батюшку направили в Старицу. Здесь трудности возникли у его супруги. Матушку не принимали на работу из-за священнического сана мужа. Снова наступило время разлуки: Мария Павловна вынуждена была уехать в Белоруссию. Лишь спустя несколько лет она вернулась к отцу Борису, но его вскоре перевели на новое место службы – в Зубцов. Живя там, ему приходилось служить и в Торжке. Дорога была сложной: нужно было долгое время сидеть, а порой ночевать на вокзале из-за проблем с транспортом. Затем снова переезд. Теперь уже в Конаковский район, село Свердлово, и опять — сторожка. Жители Старицы, узнав об этих переводах, стали хлопотать, чтобы отца Бориса снова назначили в Старицу, что и произошло в 1981 году.
«Моя связь с четой Ясинских не прерывалась никогда.- пишет в своих воспоминаниях Галина Сергеевна Васильева.- Я знаю, что во время оккупации отец Борис оказывал помощь раненым советским военнопленным, лежавшим в местном госпитале. В церкви батюшка просил прихожан собирать продукты для пленных, а в Пасху раздавал их и христосовался со всеми. Еще, когда собирали взносы в фонд Мира, отец Борис перечислял из своей мизерной зарплаты большую часть, за что и был награжден грамотой и значком фонда.
С начала прихода немцев о. Борис Ясинский укрывал у себя раненого украинского парня Григория Федоша, семнадцати лет, и выдавал его за своего сына (Гриша убежал с поезда, на котором увозили подростков на работы в Германию).
Вот еще один случай. Сибирские лагеря закалили батюшку. Холод и ледяная вода были ему нипочем. Река Волга в Старице полноводная, тем более ранней весной. Так было и в тот день. Шел ледоход. На берегу — взволнованные люди. На отдалявшейся от берега льдине стоял мальчик. Казалось, спасти его невозможно, но на берегу появился отец Борис и, быстро раздевшись, бросился в воду. Мальчик был спасен. Родители благодарили и просили наградить батюшку, но время было не то, чтобы советские власти награждали священников».
Отец Борис всегда говорил: «Главное, ко мне люди хорошо относятся». И это действительно было так. Где бы он ни служил, люди относились к нему с особой теплотой. Когда батюшке присваивали звание «Почетный гражданин города Старица», все, кто находился в зале местного Дома культуры, аплодировали стоя. Отец Борис был награжден митрой и другими церковными наградами.
Скончался протоиерей Борис Ясинский 7 января 2003 года.
В последние годы с экранов телевизоров нас захлестывает поток информации с одной общей моралью «Бери от жизни все». Современными героями зачастую становятся люди, поправшие вечные ценности: верность, честность и целомудрие. От жажды наживы многие страдают (очень модной нынче) депрессией. Жизненный путь таких людей как о. Борис отчетливо показывает порочность этой позиции и делает непреложными вечные истины — упование на волю Божию, милосердие и всеобъемлющую любовь.
Материал основан на дневниковых записях Г.С. Васильевой, псаломщицы Спасо-кладбищенской церкви. Фотографии из ее архива.