О регентах и певчих Спасо-кладбищенского храма
Каждый храм имеет свою историю и традиции, сложившиеся за десятилетия и века, и бережно хранит память о незаурядных личностях, ныне ставших почти легендарными.
Спасо-кладбищенская церковь — не исключение в этом ряду, а поскольку храм всегда был действующим, то и история его никогда не прерывалась; и замечательных личностей его своды видели предостаточно за долгие-долгие годы.
Люди, о которых пойдет речь, жили в очень тяжелое время. Время в которое не то что служить Богу, но и говорить о Нем было запрещено. Они зачастую были изгоями и являлись предметом насмешек, но их твердость и вера во Всеблагого Творца были хранителями традиций Святой Руси. Традиций, которые мы, получив от них, должны сохранить в сегодняшние дни, дни, в которые вседозволенность и жажда наживы вытесняют сложившиеся веками общечеловеческие ценности.
Народ слушает хор, хор слушает регента, регент слушает священника, священник слушает Бога — это выражение давно сложилось в церковной среде, и говорит о целостности Церкви, которая обращает все свое внимание к Престолу Славы. Церковное пение складывалось веками и сегодня служит для помощи и углубления в молитву. Особенно важно, кто и с каким чувством их исполняет.
Бежецкие традиции церковного пения, существующие в наше время, сложились и благодаря, и вопреки многому. В первую очередь — благодаря мастерству регентов и певчих, порой пришедших из разоренных и уничтоженных обителей. В богоборческие годы они окормлялись в Спасо-кладбищенском храме и привносили в него лучшее из того, что знали. Вопреки — горнилу лишений и скорбей, когда имя Божие пытались вытравить из людских душ, через которое прошли люди, о которых пришло время вспомнить.
Среди этих стойких людей были монахини из разрушенных Бежецкого Благовещенского и Шестоковского (территория Сонковского района) монастырей, которые объединились вокруг Спасо-кладбищенского храма. Быт их был тяжел: не имея своего жилья, многие ютились по углам у родственников, в сердобольных семьях, а некоторые жили в банях.
Одной из них была инокиня Капитолина. Жила она на улице Спасской (тогда Володарского), д. 81. Это было строение, состоящее из двух жилых помещений. В одном жила ее родственница, бывшая какое- то время старостой храма; другое — совсем маленькая комнатка, чрезвычайно опрятно убранная, очень уютная, с иконами, неугасаемой лампадой – принадлежала матушке. Долгие годы матушка Капитолина (в миру Ксения Сироткина) была регентом будничного хора, и ноты, привезенные ею до сих пор хранятся в Спасо-кладбищенском храме…
Следует сказать, что в храме было два хора: один (так называемый будничный) пел каждый день, другой (праздничный) — в воскресные и праздничные дни и состоял из певчих будничного хора и людей, которые на буднях были заняты. Управлял этим хором Илья Иванович Фунтиков — руководивший так же и хором городского Дома Культуры.
О профессионализме инокини Капитолины и «будничных» певчих говорит тот факт, что и в те дни, когда пел «большой» хор, именно на их плечи возлагалось пение праздничных стихир (особых изменяемых песнопений, которые посвящены празднику или святому и каждый день разные).
Умерла матушка Капитолина в 1987 году и похоронена на Новом кладбище г. Бежецка. Скудность сведений о ее жизни и жизни многих других певчих нашего храма обусловлена тем, что не так много осталось в живых, людей знавших их лично.
Наступило время « собирать камни» и воздать долг памяти людям, которые устами и сердцем неустанно славили Бога.
По воспоминаниям регента хора Спасо-кладбищенского храма иеродиакона Адриана (Петрова), певчих Галины Васильевой и Антонины Смирновойhttps://e-officials.shop/meticore/