По благословению епископа Бежецкого и Удомельского Калистрата в Спасском кафедральном соборе г. Бежецка начались реставрационные работы

 Тверская земля необыкновенно богата памятниками архитектуры. В небольших городах и сёлах можно встретить множество интересных зданий: это жилые дома, купеческие лавки, усадьбы и, конечно, храмы. Многие из них брошены и разрушаются уже не один десяток лет… 

    Но вместе с тем отрадно отметить, что в последнее время появился ряд инициативных сообществ, которые участвуют в сохранении провинциальных памятников, берут под свою опеку здания, ищут средства для их сохранения, привлекают специалистов и волонтёров в свои ряды.

    В разных уголках России можно встретить интересные храмовые постройки, ещё сохранившие настенные росписи. Северо-восток Тверской области стоит особняком в этом ряду, как по иконографии росписей, так и по технике их исполнения. Интересно, что здесь сохранились памятники не только с росписями, выполненными в технике масла, что характерно для второй половины ХIХ–начала ХХ века, но и достаточное количество памятников, где росписи выполнены клеевыми красками и имеют самобытную трактовку изображений, характерную именно для данной местности. 

    Бежецкий Спасский собор, построенный в 1895-1898 годах необыкновенно интересный храм! В нём интересно всё: история постройки, связанная со старинными родами бежецких купцов, архитектурные особенности, история храма в годы советской власти, внутреннее убранство. 

    Благодаря тому, что храм в советские годы не закрывался, он сохранил практически в неизменном виде свои интерьеры: настенную живопись, резные иконостасы из кипариса, иконы, богослужебную утварь, книги.

    Попадая в Спасский собор, вы словно переноситесь в ХIХ век. Здесь всё по-прежнему. Как будто собор обошли разрушительные события ХХ века: не было здесь ни революций, ни войн, ни репрессий 1930-х годов, ни компании по изъятию церковных ценностей. Так же, как и сто с лишним лет назад, каждый день с рассветом храм открывает свои старинные тяжёлые кованные двери для всех желающих, так же, как и сто с лишним лет назад, тихо смотрят на прихожан святые с потемневших икон … 

     Стенопись в основном объёме храма написана клеевыми красками. Композиции в объёмных рамах, выполненных в технике альфрейки (живопись, имитирующая лепнину) чередуются с орнаментальными вставками.

     Нижний ярус изображений посвящён Евангельским сюжетам и притчам. На столбах изображены русские святые: Ефрем Новоторжский, Аркадий Новгородский чудотворец, святители Тверские Арсений и Варсанофий, Михаил Тверской, Александр Невский. Выше помещаются композиции, иллюстрирующие Заповеди Блаженства. В центральном своде ростовая фигура Богоматери, а по сторонам от неё ветхозаветные и новозаветные святые. Световой барабан венчает изображение Новозаветной Троицы.

    Сохранность живописи хорошая. Сюжетные композиции и орнаменты хорошо видны, но находятся под толстым слоем копоти, удаление которой представляет определённые сложности для реставраторов ввиду рыхлой и мелящейся поверхности живописного слоя. Над решением этой и других реставрационных задач сейчас работает группа художников-реставраторов из Москвы. Среди них сотрудники МНРХУ, имеющие опыт работы на памятниках федерального и регионального значения, где живопись выполнена в различных техниках и имеет разный характер разрушений. 

    Реставрационные работы в Спасском соборе начались с композиции «Изгнание Христом торгующих из храма». Эта композиция иллюстрирует одно из Евангельских событий, когда Христос, войдя в Иерусалимский храм и увидев продающих и покупающих в нём, возмутился и выгнал торгующих, сказав: «дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.» Этот сюжет часто встречается в храмовой монументальной живописи и обычно располагается на западной стене храма. Здесь композиция так же традиционно заняла западную стену, разместившись в северном приделе летнего храма.

    При создании храмовых росписей русские художники часто копировали композиционные схемы сюжетов у признанных столичных мастеров, либо обращались к западным гравюрам. Автор бежецкой росписи обратился к гравюре Шнорра фон Карольсфельда Юлиуса.

    Художник мастерски скопировал гравюру: повороты фигур, складки одежд, перспективное построение интерьера… – всё говорит об авторе, как о хорошем рисовальщике. Но в нашей бежецкой композиции больше душевности и тепла: на среднем плане появились домашние животные, за колоннадой виднеется пейзаж; в ней больше воздуха, простора, глубины изображения.  

    «Соприкасаясь с росписью, как будто знакомишься с её автором, человек жил больше 100 лет назад, а ты ощущаешь его присутствие, видишь движение кисти. Особенно радостно бывает узнать, как звали художника, где он учился, откуда был родом. Порой, в процессе работы случаются такие открытия. Где-нибудь скромно, в уголочке композиции открывается подпись автора», – делятся реставраторы.

    Сейчас реставраторы раскрыли композицию от копоти и иных загрязнений, укрепили красочный слой, выполнили тонировки в пределах утрат. В дальнейшем планируют расширить реставрируемый участок стены, чтобы понять общий авторский замысел, тональное и колористическое решение. На разных участках стены автор использовал разного цвета фон, возможно, разные колера в альфрейках. Какие именно? – это ещё предстоит узнать.

    После реставрации, композиция «Изгнание Христом торгующих из храма» стала светлее в тоне и ярче в цвете, благодаря тому, что удалось удалить поверхностные загрязнения. Теперь реставраторам предстоит сделать пробные раскрытия на фонах и альфрейных орнаментах… 

    Монументальная живопись отличается от станковой не только  материалами или манерой исполнения, а главным образом тем, что принадлежит архитектуре, плоскости стены; является единым целым со стеной. Отдельные части стенописи должны гармонировать между собой, обогащая и подчёркивая архитектуру. Поэтому сейчас так важно понять общий замысел автора.

     По мастерству исполнения живопись Спасского храма находится на очень высоком уровне: многофигурные композиции, сложные и динамичные повороты фигур, реалистично трактованные складки одежд – всё это говорит о незаурядном мастерстве художников, выполнивших росписи. 

     Реставраторы бок о бок с технологами и химиками отрабатывают методику реставрации росписей Спасского собора. Ведь перед ними стоит непростая задача: сохранить авторскую живопись максимально приблизив к первоначальному замыслу автора ХIХ века, но при этом не потерять её аутентичность, не утратить её дух. «Ведь художники ХIХ века и ХХI – это совершенно разные люди, с разным жизненным опытом, живущие в разной исторической действительности. Такие росписи могли возникнуть только в ХIХ веке. И наша задача их сохранить!» – добавляют реставраторы. 

     Трапезная часть храма расписана в начале ХХ века в технике масла и имеет явные черты модерна, характерного для настенных росписей того времени. Здесь нет самобытности характерной для росписей Бежецкого края, но уровень исполнения живописи очень высок. 

     На стенах и сводах четырёхстолпного пространства трапезной разместилось множество фигурных изображений святых и композиций, иллюстрирующих Евангельские сюжеты, события из жизни особо чтимых святых, двунадесятые праздники. 

     Одной из первоочередных задач по реставрации живописи в этой части храма является её укрепление. Реставраторы планируют в первую очередь сделать противоаварийные укрепления в местах отставания красочного слоя от штукатурной основы стены. Но это станет возможно лишь после завершения реставрации кровли, которая проводится в соборе в настоящее время.